Версия сайта для слабовидящих

Доступная среда

Одним из приоритетных направлений системы образования является создание условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В МБДОУ созданы условия для обучения и воспитания, оказания комплексной помощи детям, нуждающимся в логопедической и психолого - педагогической помощи, а также детям со статусом «инвалид» и социальной адаптации детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса:

Наименование показателя

Перечень специальных условий, имеющихся в дошкольном образовательном учреждении

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями

В корпусе №1, 2,3 МБДОУ располагаются по 2 групповые комнаты для детей 3-7(8) лет, дошкольного возраста. Групповые помещения состоят из раздевалки, групповой комнаты, спальни, буфетной и туалетной комнат.

Групповые помещения предназначены для дневного пребывания детей в соответствии с режимом дня. В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.

Кабинет педагога-психолога и учителя-логопеда располагается в 1 корпусе МБДОУ, предназначен для организации индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми, консультативной работы с родителями и педагогами.

Музыкальный зал (совмещён со спортивным залом) располагается на первом этаже ДОУ и совмещается со спортивным залом. Функционирует для проведения музыкальных занятий, утренников, развлечений, праздников, спортивно-музыкальных мероприятий для детей, родителей и педагогов.

Специально предусмотренные и оборудованные помещения отсутствуют.


Библиотека , приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Библиотека располагается в корпусе №2 МБДОУ, оснащена всем необходимым для обеспечения образовательного процесса с дошкольниками: нормативно-правовой базой организации деятельности ДОУ; современными программами и технологиями дошкольного образования; методическими рекомендациями по основным направлениям работы с дошкольниками по реализации программы «Детство»; библиотекой методической и детской литературы; демонстрационным, раздаточным, игровым материалом для организации образовательной деятельности с дошкольниками.

Наличие объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Музыкально - спортивный зал располагается в корпусе №4 МБДОУ Предназначен для организованной образовательной деятельности по физической культуре и организации оздоровительной работы с детьми, проведения спортивных праздников, досугов и развлечений с детьми, родителями и педагогами.

Детские спортивные игровые комплексы располагаются на участке ДОУ.


Обеспечение доступа в здание дошкольной образовательной организации инвалидов и лиц с ОВЗ

Здание дошкольной образовательной организации не обустроено пандусами, подъёмниками, поручнями внутри помещений, тактильными плитками, напольными метками и устройствами для закрепления инвалидных колясок.

Условия питания детей – инвалидов и лиц с ОВЗ

Питание детей соответствует основным принципам питания в ДОУ:

- строгое соблюдение времени и интервалов между кормлениями;

- сбалансированность питания;

- количество приемов пищи 5 раз в день.

В детском саду имеется примерное 10-дневное меню, заверенное заведующим, картотека блюд.

Для ежедневного составления меню-раскладки имеются все необходимые таблицы:

- нормы питания с учётом возраста;

- потери пищевых продуктов при холодной и тепловой обработке;

- выход блюд;

- сроки и способы хранения продуктов.

Еда готовится на пищеблоке в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и нормами. Приготовление пищи проводится по технологическим картам. Устройство, оборудование, содержание пищеблока детского сада соответствует санитарным правилам к организации детского общественного питания. Пищеблок оснащен всем необходимым технологическим и холодильным оборудованием, производственным инвентарем, кухонной посудой.

Организация питания детей осуществляется в групповых помещениях. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется.


Условия охраны здоровья детей – инвалидов и лиц с ОВЗ

Для обеспечения безопасности детей основное здание учреждения оборудовано пожарной сигнализацией (ВПС) и тревожной кнопкой (КТС), что позволяет своевременно и оперативно вызвать наряд охраны в случае чрезвычайной ситуации (ЧС).

Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи функционирует медицинский кабинет.

Разработан паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры.


Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ

Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального использования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.

Во время проведения занятий возможно применение мультимедийного оборудования.


Доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья

Воспитанники доступа не имеют.

Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Не имеются.

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - общежитие, интернат не имеем


Не имеются

Развивающая доступная предметно-пространственная среда в МБДОУ детский сад «Рябинушка» для детей инвалидов, детей с ОВЗ» (в соответствии с ФГОС ДО)

Развивающая предметно–пространственная среда в ДОУ для детей инвалидов, детей с ОВЗ: содержательно–насыщенна, трансформируема, вариативна, полифункциональна, доступна и безопасна.

  • Насыщенность среды - соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами: игровым, спортивным, оздоровительным и др. Центры активности организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям:
  • игровая деятельность;
  • творческая деятельность;
  • познавательная деятельность.

Познавательная деятельность проходит с использованием развивающих игр, средств обучения (в том числе технических), игрушек, моделей.

Предметный мир, окружающий ребёнка, постоянно пополняется и обновляется, приспосабливая к новообразованиям определённого возраста.

Познавательная деятельность осуществляется через экспериментирование с доступными детям материалами (вода, снег, магниты, деревянные бруски, камни и т. д.)

В группах имеются условия для обеспечения двигательной активности, развития крупной и мелкой моторики, возможности организации подвижных игр и соревнований, проведения физминуток.

В группах созданы условия для гендерного воспитания мальчиков и девочек. Для мальчиков - инструменты для работы, разнообразные технические игрушки.

Для девочек – предметы женской одежды, украшения, банты, сумочки.

  • Трансформируемость пространства - возможность изменений предметно–пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

При организации непосредственно-образовательной деятельности активно используем мобильный материал, который постоянно варьируется, видоизменяется, что позволяет обогатить сюжеты игр, разнообразить образовательное пространство группы (в соответствии с календарно-тематическим планированием).

Предметы и игрушки, которыми действует ребёнок, не просто объекты его внимания, а средства общения с взрослыми и детьми. Действия детей с предметами сопровождаются речевыми комментариями, которые имеют развивающий и обучающий эффект. Ведущую роль в обучении через игру выполняет взрослый.

  • Полифункциональность - возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды: детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и др. Это позволяет использовать предметы - заместители в разных видах детской деятельности: игре, конструировании и т.д.

Ширмы могут использоваться не только в игровой деятельности, но и как зона отдыха и уединения.

Использование возможности изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации.

Взаимосвязь в коррекционной работе учителя-дефектолога и воспитателей группы.

  • Вариативность среды - наличие в группе различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового материала; обеспечение самостоятельной индивидуальной детской деятельности.

В группах организовано гибкое и вариативное пространство.

В кабинете учителя-логопеда проводится коррекционная работа с использованием разнообразного материала, а также со сменой видов деятельности. Виды деятельности постоянно меняются.

Периодическая сменяемость учебного пространства стимулирует познавательную активность детей.

  • Доступность и безопасность предметно-пространственной среды.

Дети могут свободно передвигаться по группе и использовать разнообразный материал, игрушки. Игры, пособия находятся в свободном доступе для детей. Форма и дизайн предметов соответствуют нормам безопасности, а также возрасту детей группы.

ДОУ обеспечивает безопасное пребывание ребёнка в детском саду. В кабинете учителя-логопеда, педагога - психолога свободный доступ к пособиям, стимулирующих познавательное развитие воспитанников. Обеспечение самостоятельной индивидуальной детской деятельности, в ходе которой дети могут проявить инициативу и творчество при изготовлении учебных и игровых пособий. Результат своего труда дети используют в игровой деятельности.

При организации РППС в нашем детском саду педагоги и специалисты создают в группах и кабинетах условия для совместной деятельности детей и взрослых, для самостоятельной деятельности воспитанников, учитывая особенности развития каждого ребенка.

Организация среды осуществляется с учётом специфики ДОУ, в основе которой лежат принципы коррекционной педагогики, использования в работе с детьми различных технологий и обучающих методик, предназначенных для коррекции детей с ОВЗ.

Развивающая предметно-пространственная среда строится в соответствии с календарно-тематическими планами, которые составлены на основе образовательной программы с учётом возраста и периода обучения детей каждой группы. Предметно-пространственная среда носит характер открытой, динамичной системы, способной к корректировке и развитию.


© Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинушка»
Разработка и поддержка сайта